АМАЛА ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ.
Второй всемирный
цыганский фестиваль искусств“ Амала “
был посвящен юбилею Независимости и развернулся 25 - 26 августа 2001г.в
Пушкинском парке г.Киева. Конечно, по сравнению с первым
фестивалем, проходившем в прошлом году в “ Шоу Парке” на Оболони, таких
просторов для коней, гусей, индюков, кибиток и костров, здесь не было.
Но зато неповторимость ему придавал А. С. Пушкин, молча смотревший на своеобразный
“ цыганский табор”, раскинувшийся у его ног.
В те дни зритель или пешеход, подходя к Пушкинскому парку со стороны
киностудии “Довженко”, непроизвольно натыкался на цыганские кибитки и ковры,
которые "отгораживали” пространство фестиваля от внешнего мира. По левую
руку от Александра Сергеевича под сенью густых деревьев было разбито несколько
шатров и палаток , а прямо от его ног убегала вниз сколоченная трибуна
для зрителей. Возле сцены на нескольких “деревьях “- столбах “росли” хомуты
, чугунки, седла , котелки.... Словом все то, что необходимо цыганскому
табору во время длительных странствий. Вокруг сцены были развешены ковры
, пестрые одеяла , ленты, бусы и многое другое. И все это создавало присутствующим
соответствующий настрой.
Я развернул свою “Катуну” - передвижной “ Мини - Музей”. Перед началом
представления мы с “ Будулаем “ ( это маленькая кукла , сделанная Еленой
еще к первому международному фестивалю “АМАЛА -2000”)
приветствовали всех собравшихся гостей и хозяев. К нам подошел и приветствовал
нас Президент фестиваля Игорь Крикунов. Он
снова, как и в 2000 году, поставил свою подпись на плакатике ” Катуна”
- импровизированно созданного нами еще на первом фестивале . На мой вопрос
“ Где нам расположиться “- он повел рукой и сказал: “ В любом месте”. Наша
“Катуна “ стала медленно “ездить” перед собирающимися зрителями. “ Будулай”
приветствовал практически каждого встречного и сидящего в первых рядах
гостя . А дети - цыганята убегали от взрослых и подбегали к “Катуне “.
Они с удивлением, любопыством и восхищением смотрели работы Елены. Особенно
им нравился “Будулай”. Некоторые из них брали своих родителей за руки и
тянули к “Катуне”... Потом нас оттеснили цыгане, гордо восседающие на
конях. Они гарцевали перед зрителями, показывали элементы верховой езды
(насколько позволяло пространство между сценой и трибуной для зрителей
) и затем грациозно удалились.
Смотрите меню и Пишите
Прозвучали
фанфары и “ Второй международный фестиваль АМАЛА “ был торжественно открыт.
Как всякие мудрые люди , которые думают о продолжении дел своих , организаторы
фестиваля посвятили его поиску молодых талантов . Поэтому весь первый день
со сцены звучали детские, юношеские голоса. Представлены были дети из разных
стран мира. Звучали песни на цыганском, сербском, украинским , русском
и прочих языках. Выступали и танцевальные коллективы из разных уголков
планеты. А члены жюри внимательно смотрели и после каждого выступления
делали пометки в своих тетрадях и блокнотах. Второй день фестиваля начался
с награждения победителей фестиваля. Потом лауреаты по очереди исполняли
свои оригинальные, заранее заготовленные для зрителей сюрпризы. После них
на сцене стали выступать известные цыганские артисты. А перед сценой горели,
не угасая, костры . Зажигательные песни и музыка не могли удержать зрителей
на месте. Сначала юные цыганки начинали танцевать и подпевать, стоя сбоку
возле сцены. Естественно их сопровождали и младшие сестренки. Потом к ним
стали присоединяться молодые парни и подростки. Все они темпераментно танцевали
и подпевали выступающим на сцене артистам. Здесь
зарождалась любовь. Потом к танцующим стали присоединяться и взрослые
цыгане. Ну как же можно было удержаться остальным зрителям - никак! И все
пространство между сценой и первыми рядами заполнилось танцующими. И удивляло
то , что довольно полные цыгане и цыганки ( где - то 100 120 кг.)не уступали
молодым и стройным в темпераменте, задоре и выносливости . А порою даже
и перетанцовывали их. Находясь в этом поющем, танцующем “таборе”, мне представилось,
как сидящий и смотрящий вниз А. С . Пушкин вдруг начал бы декламировать:
“ Цыгане шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня под рекой
В шатрах изодранных ночуют
......................... . "
|
Вполне возможно , что если бы трибуна для зрителей могла бы легко разбираться,
то ее бы убрали. И все пространство заполнили бы танцующие и поющие.....
Покидая фестиваль, я
часто оглядывался на поющих и пляшущих гостей и хозяев фестиваля, на кибитки,
шатры, костер и дым от него, подымающийся в звездное небо. И мне непроизвольно
представилась такая сцена:
все разойдутся и к тлеющим углям костра спустится с постамента Александр
Сергеевич. Выйдет из гущи парка Алексей Максимович, сопровождаемый старухой
Изергиль. Сядут они у костра, подкинут в него веток и будут между собой
вести беседу. И к костру будут собираться цыгане - герои написанных и задуманных
ими произведений. А рядом незаметно примостится молодой чудак - поэт и
прозаик И он будет внимательно и завороженно слушать. И так до первых петухов.
И потом, когда- нибудь, мелким и торопливым почерком этот молодой человек
изложит услышанное и увиденное на бумаге.
Август 2001 , г. Львов.
PS:Материал напечатан ( в сокращенном виде) в газете “Русский вестник “,
Главный редактор Станислав Шерешков ( основатель Русская община Львовской области ) №12(39), декабрь 2001г.,
стр. 5,(“АМАЛА - продолжается !”)
Первый всемирный цыганский фестиваль
искусств “ АМАЛА 2000”.
Смотрите меню и Пишите
Стольный град Киев встретил меня затяжным дождем, да таким,
что я подмок.
Обсохнув и отдохнув, в начале третьего я подходил к “ Шоу Парку” на Оболони.
Современность отодвинулась назад - я подходил к древнерусскому городу.
А зайдя вовнутрь, оказался на площади перед древним храмом. Задумка и исполнение
очень хорошие. Конечно при этом надо абстрагироваться от атрибутов электронных
приспособлений для трансляции и создания звуковых, световых эффектов. Мне
даже захотелось зарядить метательную пушку, что стоит возле тына, большим
камнем, и выстрелить в современный пейзаж за пределами “ Шоу Парка” , чтобы
он отодвинулся в сторону. Меня встретил Мирослав - курчавый молодой
человек, с которым неделей раньше познакомились на Андреевском спуске,
и он пригласил тогда меня на Первый всемирный цыганский фестиваль искусств
“ АМАЛА 2000”. Несмотря на нудный дождь, последняя репетиция неслась
вскачь , как всадники, проносящиеся на резвых скакунах в пространстве между
сценой и зрительным залом. Ближе к сцене растягивали большую палатку и
стояли кибитки , возле которых жевали сено вечные спутники и друзья цыганского
табора - лошади. Огонь костра, над которым висел котелок , согревал тех
артистов, которые готовились к репетиции. Было интересно наблюдать за индюками,
которые важничали друг перед другом., готовясь к поединку, несмотря даже
на то , что каждый был привязан к своему колу. Все вокруг бурлило - телевизионщики
настраивали видио-камеры, осветители- фонари , а инженеры - акустики- аппаратуру.
По сцене, как попавший в бурю корабль под белыми парусами, в белой рубахе
с микрофоном в руках метался человек. В его движениях и голосе чувствовалось
волнение, власть и напор. Кто это?- спросил я . “Так это же организатор
фестиваля - Главный режиссер театра“ Романс” -
Игорь Крикунов.”. А репетиция все “набирала обороты”. Игорь
Крикунов, как капитан на мостике корабля , который взволнован надвигающимся
ураганом, то прикрикивал на одних, то упрашивал других, то поправлял третьих
. Его волнение передавалось и окружению: артисты, помощники, свето-аудио
инженеры изо всех сил старались четко выполнить задумку Главного. Звучали
песни , речь на многих языках мира: цыганский , украинский , немецкий ,
молдавский, венгерский, итальянский, болгарский, сербский т.д. Часто общались
и на русском языке - он был одним из ведущих языков межнационального общения
между артистами, гостями и зрителями. А нудный дождь все лил, и я развернул
свой передвижной Мини- музей в левой части навеса
для зрителей . Левой рукой придерживая Мини - музей я с “ Будулаем” ( красивой
куклой , которая одевается на руку) стал продвигаться перед первым рядом
зрительских кресел. Автор вложила в “Будулая” частичку своей души, и поэтому
он оказался маленьким оригинальным сюрпризом для хозяев и гостей фестиваля.
Особенно с ним любили разговаривать дети. Да и взрослым, подмокшим под
дождем, он дополнительно поднимал настроение. Как и в предыдущих наших
путешествиях,работы Елены Ураловой вызывали положительные
эмоции, которые дополнительно усиливались тем , что “Мини - музей “ передвигался.
Тем более, что Елена успела пополнить “ Мини-музей “ несколькими сюжетами,
соответствующими духу фестиваля. Останавливаясь через каждые полметра,
рассказывая подходившим о работах Елены , мы ( с “ Будулаем” ) добрались
до центра . Кто - то сказал:” Ваш передвижной Мини -музей можно сравнить
с цыганской кибиткой, и надо повесить вывеску на цыганском языке “. Мы
быстро из ватмана соорудили плакат, а Мирослав порекомендовал подъехать
ближе к цыганскому поэту- Михаилу Григорьевичу Казимирскому - автору
перевода на цыганский язык поэмы А.С. Пушкина “Цыганы”. “Будулай” быстро
нашел общий язык с поэтом. Михаил Григорьевич своей рукой написал
не нашем плакате “ Катуна” , что в переводе с цыганского - кибитка
и поставил подпись. А Мирослав написал своей рукой “ Амала 2000
“. Начало фестиваля. На весь майдан раздается детский плач и звучат
цыганские мелодии- это родился Первый международный- “
Амала 2000”. Конкретно о выступлении артистов в СМИ было написано
и показано много. Но неизгладимое впечатление - костры, всадники, кони,
кибитки, хватающие за душу песни, летающие по сцене с цыганским темпераментом
артисты театров. О! Это надо видеть и слышать!
На другой день, который выдался солнечным, мы с “Будулаем” с 11
до 15 провозили “Мини - музей” по Крещатику , приглашая киевлян и гостей
столицы на фестиваль.
К16 часам мы появились в “Шоу- Парке”. Теперь мы рискнули ехать на нашей“
Катуне” рядом с утоптанной конями и уже подсохшей дорогой. Мы подъезжали
к каждой палатке, к каждой кибитке, к каждой группе гостей и даже к индюкам
. Мы долго стояли у костра, смотря на чарующие языки пламени. А потом направились
к кузнецам.
По дороге нам встретился Главный режиссер И. Крикунов. Несмотря
на занятость он нашел время перекинуться несколькими фразами с “ Будулаем”
и поставил свой автограф на памятном плакате (еще не раз участники фестиваля
оставят свои автографы на нем).
И опять в ритме цыганского танца закрутился фестиваль. Многие зрители не
выдерживали , спускались вниз к сцене, активно и темпераментно принимали
участие в танцах и песнях артистов. А костер разгорался все выше и выше,
не уступая свету прожекторов.
Получился какой- то фантастический сплав современности- древней русской
старины - цыганского табора. Такое не забывается.
Ведь “Амала” в переводе с цыганского - дружба.
Хотелось бы чтобы по всей Украине была настоящая АМАЛА.
г. Львов Уралов С. К.
PS:Материал напечатан ( в сокращенном виде) газете “Русский вестник “,
Главный редактор Станислав Шерешков (основатель Русская община Львовской области ) №10(25), октябрь 2000,
стр. 5,( Цыгане говорят: “Амала - это просто дружба”)
Смотрите меню и Пишите
|