Елена Вячеславовна Уралова- Памятник Северной Пальмире

This Document Encoding Cyrillic:Wind.-1251--|||--English.--|||-- Меню

Меню

Автор работы : Елена Вячеславовна Уралова.
Видео работ автора:резьба, дерево
 Памятник малой скульптурной формы - Рождение Санктъ-Питербурха и спасение 
Ленинграда -
Памятник малой скульптурной формы, воплощенный в художественных шахматах.
300 - лет основания и 60 лет снятия блокады.
Каждая фигура работы является мини-памятником
В работе отражено пространственно – временное единство нашего народа.
Подробное описание с указанием источников.

Темные фигуры.
Король...
Ферзь...
Первый слон...
Второй слон...
Кони...
Ладьи...
Пешки:
краснофлотец...
девочка -блокадница...
музыкант... ополченец...
женщина с лопатой...
солдат...женщина с ребенком...
подросток на заводе

Барельефы на доске.

Сенатская площадь 1806 г.;
канал Грибоедова;Южные ворота Летнего сада;
Нева от Петровского бастиона;Василеостровская стрелка;
Адмиралтейство, верфь;
Исаакиевский собор;Казанский собор;
Дворцовая площадь.;девочка - блокадница,“За водой”.

“Устье Невы, где возник Петербург, с незапамятных времен принадлежало” Новгороду Великому”, составляя Спасский погост Водьской пятины. На острове Котлине новгородцы держали “стражу морскую, встречая здесь немецкие корабли. На острове Янни - саари, который Петр называл Люст -Эйланд, т. е Веселый остров , 16 мая 1703 г в день СВ. Троицы было положено основание “Санктъ -Питербурху . Первую мысль о постройке крепости в завоеванном крае после взятия Ниеншанца подал, как говорят, генерал - адмирал Головин... Петр понял практичность соображений Головина и начал строить Петербург, как крепость.” ( Л.1)
Так как белые фигуры делают в шахматах ход первыми , то в них мы и отобразили более ранний период времени истории города , а именно период его создания и становления как величавого города России.

Рассмотрим белые фигуры композиции .

Белым королем представлен царь Петр I .
Петр I родился 30. мая 1672 и был первый сын царя Алексея Михайловича от второй жены - Натальи Кирилловны Нарышкиной. Последний русский царь и первый русский император (с 1721). был ростом двух аршин 14 вершков. Опьяненный мыслью - мечтой поднять величие России он упорно изучал науки и ремесла ,а если было необходимо , то он брался за любое дело. Узнав, что молодой русский царь едет к ним изучать корабельное дело, руководством амстердамской верфи Ост -Индийской компании был специально заложен фрегат, дабы русский царь - плотник увидел постройку корабля от самого киля , до ходовых испытаний. “И когда в то время к Петру обращались со словами “ государь “ или “ ваше величество “, он не отвечал ничего и молча поворачивался спиной к спрашивающему ; чтобы получить ответ от Петра , его надо было окликнуть словами “ Плотник Питер” (Л1). На нашей скульптуре Петр I плотник и император рассматривает проект очередной застройки в столице, который принесли ему на прямо на верфь Адмиралтейства, где он с плотницким топором проводил подготовку к спуску на воду очередного российского корабля. -Смотрите меню и Пишите.

Когда рядом надежная и любимая женщина, то можно свернуть горы.

Белым ферзем нами представлена супруга Петра I - Екатерина.

“В ее характере самая нежная женственность соединялась с чисто мужской энергией. Когда она сопровождала Петра в походах, то спала на жесткой постели, в палатках и делала верхом на лошади двойные , тройные переходы. Во время персидского похода она обрила себе голову и носила гренадерскую фуражку. Она делала смотр войскам, проезжала по рядам перед сражением, ободряя словами солдат и раздавая им по стакану водки. Пули, свистевшие над ее головой, почти не смущали ее.
Очень большое влияние, которое Екатерина имела на мужа, зависело, по свидетельству современников, отчасти от ее умения успокаивать его в минуты нервного возбуждения, которое сопровождалось нестерпимыми головными болями. В эти минуты все в ужасе прятались от царя. Одна Екатерина подходила к нему без страха, заговаривала с ним своим особым языком, полным ласки и в то же время твердости, и самый ее голос уже действовал на него успокаивающее. Потом она брала его за голову и тихонько ласкала, проводя рукой по его волосам. Скоро он засыпал, положив голову ей на грудь. Тогда она сидела неподвижно два или три часа, дожидаясь благодетельного действия сна, и, просыпаясь, Петр был опять свеж и бодр.” (И.7),(Л.1)
С 1704 до 1723 она родила Петру I одиннадцать детей, большинство которых умерло в раннем возрасте, и частая беременность проходила для нее почти незаметно, не мешая ей сопровождать государя во всех его странствиях. Изображена Екатерина как бы слегка ощупывающей живот - в ожидании очередного младенца . -Смотрите меню и Пишите.

Свершать свои грандиозные преобразования в стране невозможно было бы даже царю без верных и преданных единомышленников и помощников . Одним из таких людей был любимец Петра I А. Меншиков.
Поэтому одним из белых слонов изображен первый генерал -губернатор С. Петербурга - Александр Данилович Меншиков ( 6.XI.1673-12.XI.1729) верный друг, холоп, помощник, единомышленник Государя.

Неисчислимое число побед совершали войска под командой А.Д . Меншикова. Только эпизоды из Полтавской битвы говорят о храбрости и преданности А. Меншикова : “27 июня, остановил он быстрое стремление шведов пробившихся сквозь наши редуты, дал время коннице отступить в наилучшем порядке. Под ним убиты в то время две лошади. Вслед за тем, Меншиков напал на генерала Росса, отрезанного от армии шведской, рассеял предводимый им отряд, принудил сдаться генералу Ренцелю; встретив трехтысячный резервный корпус неприятельский, истребил его и возвратился к Монарху с победою и пленными. "Если, - говорит Вольтер в истории своей Карла XII, - Меншиков произвел этот маневр сам от себя, то Россия обязана ему своим спасением; если он исполнил приказание царя, то Петр был достойный соперник Карла XII." Началось главное сражение и Меншиков, под которым была убита тогда третья лошадь, содействовал победе, ударив на конницу шведскую с такой силою, что обратил ее в бегство....” (И 1) “Ныне с Божией помощью , уже совершенно камень в основание С.- Петербурга положен” писал Петр своему адмиралтейцу Апраксину, извещая его о Полтавской Виктории.” (Л1).
Меншиков, при всех слабостях своих, останется великим человеком и имеет право на уважение россиян, как спаситель жизни незабвенного Монарха, его любимец и непобедимый полководец. В основу нашего скульптурного изображения А. Меншикова положена сцена из пьесы Алексея Толстого , когда Алексашка ( так его звал Петр I) с пирогами с зайчатиной, со всякой всячиной, с требухой с мясом угощает Петра I и Екатерину на Троицкой площади на пиру в честь заключенного со шведами вечного мира. (Л. 3 ).
Этот слон характеризует всех верных сподвижников Петра Великого. Смотрите меню и Пишите.

Тяготея к развитой европейской науке и культуре , Петр I понимал , что построить удобный , красивый , современный город , не уступающий по всем параметрам ни одной из европейских столиц , невозможно без известных европейских архитекторов , скульпторов , художников. И царь приглашал на работу для участия в строительстве города лучших европейских специалистов и воспитывал на их опыте и отечественных мастеров. Первые архитекторы Д.Трезини, И. Коробов, П. Еропкин заложили основы с “трехлучьем ” главных проспектов , сходящихся к Адмиралтейству, геометрическую планировку Васильевского острова, парадную застройку невских набережных . Выдающиеся зодчие Ф. Растрелли, Д. Кварнеги, Т . Томон ,К. Росси, А.Воронихин, А.Захаров, Фолькане ,О . Манферан и многие другие создали ансамбли центральных площадей и набережных; проспекты и улицы, бульвары и парки города украсили величественные , подчиненные единой гармонии архитектурного замысла постройки - дворцы, храмы, жилые и общественные здания , бронзовые, мраморные и гранитные памятники, изысканные решетки оград.( Л7)
Вторым слоном изображен зодчий, стоящий с эскизом ,на котором просматриваются. контуры Петропавловского собора. -Смотрите меню и Пишите.

За основу фигур белых коней взяты грифоны выдающегося скульптора П.П. Соколова, которые держат цепи висячего Банковского моста в С. Петербурге . В восточной мифологии грифоны - крылатые львы - служили верными стражами кладов и золота. А С.Петербург - это “золотая жемчужина нашей родины “, поэтому мы и решили именно грифонов , неразрывно связанных с внешним обликом города, использовать для фигур белых коней .

Ладья - сама представляет композицию из купола Исаакиевского собора, окруженного с трех сторон триумфальными арками и воротами : Петровскими, Невскими, Иоановскими ...

Вся эта конструкция как бы покоится на постаменте ростральных биржевых колонн; на переднем плане по Неве плывут и стоят на рейде парусные корабли. Санкт - Петербург - это морские ворота России и “окно в Европу”. Любимый токарь Петра I Нартов рассказывает: “ В один день государь , вышед из любимого домика, именуемого Мон - Плизир, вынул из кармана зрительную трубку, смотрел в море и , увидев идущие к ним голландские корабли , государыне с восторгом говорил:- Ах Катенька , плывут к нам голандски гости . Пусть смотрят учители мастерство ученика их. Думаю, не похулят. Я зело им благодарен. (Л 1) -Смотрите меню и Пишите.

Скульптурное исполнение белых пешек.

Матрос, сидящий на канате, а рядом якорь- для флота не хватало профессиональных моряков. Петр переводил и переучивал морскому делу солдат из разных полков. Сначала даже и формы специальной для них не было.
Землекоп - крестьянин. “ При возведении первоначальных земляных укреплений нужна была земля , а ее поблизости не находилось . Кругом болото , низина , топь , подернутая тиной , моховая земля. Тогда , по свидетельству очевидцев, стали таскать к бастионам землю из дальних мест в старых мешках, рогожах или даже просто в полах платья...Рабочих ежегодно сгоняли со всего государства по одному с 11 домов, да, сверх того, собирали от 8 до одного рубля на каждого работника.” (Л 1).
Солдат - бомбардир. Город надо было защищать. Иногда и солдаты участвовали в работах по строительству. Петр I создавал свою армию по европейскому образцу. В дальнейшем эта армия превзошла лучшие армии Европы .
Священник православной церкви разливает строителям целебный сбитень. По преданию в Троице - Сергиевой Лавре был разработан рецепт специального витаминного сбитня, который позволял строителям С. Петербурга быстро восстанавливать силы . И в тяжелых условиях болотистого климата сбитень помогал людям противостоять болезням.

Петр I очень уважал и любил мастеровых людей “.Проживая в Петербурге , Петр и дня не пропускал, чтобы не заглянуть в адмиралтейство, и не постучать там топором..., поспорить о той или иной детали строящегося корабля со своими любимыми Федосом Скляевым и Гаврилой Меншиковым...”(Л1}

Кузнец -мастеровой, подготавливающий разбитую вражескую пушку для переплавки.
Плотник .“В 1710 г. велено было в Московской губернии собрать 8 тысяч мастеровых с топорами и плотничными инструментами; десятая часть их должна была привести своих лошадей.” (Л.1)
Каменщик. “Особенно нужны были каменщики, которых тогда было не много в России ; в 1714 г. Петр указом запретил во всем государстве “всякое каменное строение , какого бы имени ни было”, угрожая в противном случае виновным“ разорением всего имения и ссылкою”; только в 1721 году сенат вновь разрешил достроить начатыя и брошенныя стройкой церкви” (Л.1).
Каменотес. В одном из указов Петра I : собрать “из черных слобод 800 же мастеровых “ всех художеств”(Л.1). Следует особо отметить выходца из крестьян каменотеса Суханова. ”.. В то время редко отмечали мастеровых, но Самсон Суханов за строительство Казанского собора был награжден золотой медалью. Могучими памятниками его труда возвышаются Исаакиевский и Казанский соборы, горят над Невою oгни Ростральных колонн на Стрелке Васильевского острова . колонны и скульптуры из камня украшают Горный институт...” (И 3)
Смотрите меню и Пишите.

“К концу царствования Петра число жителей Петербурга достигало до 70 тысяч, а с пришлыми рабочими , вероятно сто тысяч. Таким образом уже через двадцать лет со времени своего основания столица Петра равнялась по населенности с крупнейшими городами Европы.(Л1) Коренные обитатели петербургского края - финны оставили поэтическое сказание , о создании Петербурга. “ Много людей в старые годы принималось строить город на невском болоте, но никому не удавалось, потому что, топкое болото поглощало всякий раз постройку. Но вот пришел сюда русский богатырь - волшебник и решил строить город: построил один дом - поглотила трясина: построил другой, третий -все так же исчезают они в болоте. Рассердился тогда богатырь и придумал хитрое, небывалое дело : взял он и сковал на руках вдруг целый город и поставил его на болото; не смогло оно тогда поглотить богатырский город и держит его до сих пор. “ (Л 1) Смотрите меню и Пишите.

Прошло более чем 2 столетия. Санкт - Петербург , переименованный теперь в Ленинград, насчитывал уже более 3 млн. , 103 т ( с пригородами 3 млн. 385 т) жителей И усилиями многих поколений превратился в “Северную Пальмиру “

Но над страной и Ленинградом нависает черная туча фашистских орд.
Страна и город в опасности.
“ Из документов немецкого генерального штаба. 21 сентября 1941 г.
б) Сначала мы блокируем Ленинград( герметически ) и разрушим город , если возможно, артиллерией и авиацией....
в) Когда террор и голод сделают свое дело, откроем отдельные ворота и выпустим безоружных людей...
г)...Весной мы проникнем в город , вывезем все, что осталось живое , в глубь России, или возьмем в плен, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии.”(Л.11)
“Из приказа начальника германского военно - морского штаба .
29 сентября 1941 г. Совершенно секретно.
   Фюрер решил стереть с лица земли Санкт - Петербург . Существование этого большого города не будет представлять дальнейшего интереса после уничтожения Советской России...”( Л.11)
Смотрите меню и Пишите.

Второе рождение города.
Темные шахматные фигуры.

Петром Великим был заложен этот город и именно благодаря его нечеловеческим усилиям Россия преодолела многовековую отсталость. Королем у черных фигур решено сделать - скульптурное изображение Петра первого - являющегося примером стойкости и непобедимости . И в основу положили знаменитую скульптуру М.М. Антакольского “Петр I”, созданного им в 1872 году. “.. . Это значительнейшее из всех существующих изображений величайшего из русских людей ,- определяет “ Петра I “ Стасов .- Огонь, вдохновение силы, не терпящий никакого сопротивления ни препятствий , стремительность , размах - все выражено в этом колоссе , который ... стремительно шагает навстречу всем врагам” (Л.14) Смотрите меню и Пишите.

Огромнейший вклад в дело развития Санкт - Петербурга и всей России внесла императрица Екатерина Великая, продолжая дела первого императора России и, как логическое продолжение этой мысли, решением для выбора фигуры ферзя стало скульптурное изображение императрицы России Екатерины II. Элементы памятника Екатерине Великой, что стоит в Екатерининском саду , легли в основу ферзя . ” Проект памятника Екатерине II, украшающего сквер на площади Островского перед Александрийским театром “сочинил” в 1862 году художник М. О. Микешин, автор известных памятников: “Тысячелетие России” в Новгороде(1862 ) , “Богдан Хмельницкий” в Киеве (1888), “Ермак” в Новочеркасске (1904) В создании монумента у театра участвовали скульпторы М. А. Чижов, вылепивший модель статуи Екатерины II и А. М. Опекушин, исполнивший модели девяти фигур, а также архитектор Д. И. Гримм — автор проекта пьедестала и руководитель работ... Открыли этот замечательный памятник в торжественной обстановке в 1873 году” (И. 4) Смотрите меню и Пишите.

В одном из слонов решили отразить образ Г. К. Жукова

Под неожиданным и стремительным напором немецких войск многие решили , что город будет сдан; и были заминированы многие военные объекты и здания. “Положение на ленинградском фронте было тяжелое и одно время лодка ( подводная М96) стояла заминированной на случай...”( Л. 12 )
Именно благодаря Г. К Жукову были переломлены пораженческие настроения военного командования Ленинградского фронта и была налажена устойчивая оборона города. “ На Военном совете фронта рассматривался вопрос о мерах , которые следовало провести в случае невозможности удержать город ... В результате обсуждений решено, защищать Ленинград до последней капли крови “ . (Л.10) И в 1943 году ставка снова направляет Георгия Константиновича для координации действий армий по прорыву блокады Ленинграда. Следует заметить , что 18 января 1943 года в день прорыва блокады Г. К . Жукову было присвоено звание Маршала Советского Союза.( Л.10) Смотрите меню и Пишите.

Вторым слоном темных фигур решено было отразить образ «Секретаря ленинградской партийной организации».

В своих воспоимнаниях Г. К. Жуков пишет: “Огромная заслуга в этом ленинградских городской и областной партийных организаций, их умелая оперативная и организаторская деятельность и высокий авторитет у населения и в войсках. За первые три месяца здесь были сформированы десять дивизий ополчения , 16 отдельных артиллерийских батальонов, десятки маршевых подразделений для пополнения народоополченческих частей, многочисленные отряды местной противовоздушной обороны, Были подготовлены десятки тысяч медицинских работников, развернуты многочисленные госпитали.” ( Л.10). И за все перед комитетом обороны и совестью отвечает “первый”. Очень тяжело смотреть на повально умирающих взрослых и детей , сознавая то , что имея огромную власть, помочь не можешь. В 52 года взяла смерть А. Жданова - сгорело здоровье в блокаде . “ С июля до конца 1941 года выпустили 713 танков , 480 бронемашин, 58 бронепоездов, свыше 3 тысяч полковых и противотанковых пушек, около 10 тысяч минометов , более 3 млн снарядов и мин, более 80 тысяч реактивных снарядов и мин.” (Л.10). Смотрите меню и Пишите.

Несмотря на общее тяжелое положение все , что можно было увезти на восток России было эвакуировано. Но еще много осталось , Нельзя было увезти здания , соборы , парки, усыпальницу царей ... Но по- возможности , что - то смогли демонтировать и закопать в парках и садах, как, например , коней Клодта , что - то было прикрыто аэростатами , а что - то защищено зенитками.

В качестве черных коней мы выбрали сфинксов, укрытых досками от попадания осколков снарядов , бомб., (литография И. Астапова “Сфинксы в укрытии “, 1943 г.) (Л.5)
Сфинксы были привезены в 1832 году из древней столицы Египта - города Фивы . Фигуры сфинксов высечены из сиенита в 13 веке до н.э. Их лице - портретные изображения фараона Аменхотепа III.(Л7),(И. 5 ) Укрытия из досок - это “крылья” . И непроизвольно получились своеобразные грифоны , охраняющие золото , и драгоценности . А Санкт - Петербург - это драгоценность России. И эти “ “Крылатые сфинксы” внесли свою лепту в спасение города.Смотрите меню и Пишите

Темные ладьи - представляют композицию из купола собора, окруженного с трех сторон триумфальными арками и воротами : Петровскими, Невскими, Иоановскими . Вся эта конструкция как бы покоится на постаменте ростральных биржевых колонн; на переднем плане плывут по Неве и стоят на рейде корабли военно-морского флота, защищавшие город : крейсера, эсминцы, подводные лодки , торпедные катера и т.д. Санкт - Петербург - это морские ворота России . Но эти ворота надежно закрыты от проникновения фашистского военного флота. И очень часто мощная флотская артиллерия поддерживала огнем защитников Ленинграда. Смотрите меню и Пишите.

Рассмотрим защитников Ленинграда , отраженных в пешках.
Моряк,
поднимающийся в атаку. Моряков очень часто использовали для прорыва кольца, для рейдов в тыл. У фашистов волосы “вставали дыбом” от ужаса, когда на них шли моряки в бушлатах и бескозырках . “ Черная смерть идет “- проносился крик в стане фашистов . “Десантные отряды моряков и пограничников неоднократно засылались в тыл противника “ (Л.10 ). После прорыва блокады поредевшие экипажи вернулись на корабли и продолжали уничтожать фашистов. К примеру экипаж подводной лодки С- 13 под командованием А.И. Маринеско 19 января 1945 г в 13 ч 02 м провел “ Атаку века “. За нее “ Гитлер приказал расстрелять начальника конвоя и объявил Маринеско врагом рейха и своим личным врагом. (Л.12)
Девочка - блокадница носит чайником из проруби на Неве воду в ведро,( сани по ступеням на вытянуть), она медленно повезет эту воду домой , чтобы напоить горячим кипятком умирающую мать. Отец и брат ее в ополчении . В основу положена литография А. Пахомова “За водой “, 1942 г.( Л.5)
Солдат с минометом. Этот солдат давно воюет , судьба его хранит. Уже неоднократно лежал он в Ленинградских госпиталях , и после выписки каждый раз его направляли в разные рода войск . Был он : автоматчиком в пехоте , разведчиком , наблюдателем, наводчиком, вторым номером у пулемета и т.д. Отправляли туда , где возникала необходимость. Недавно он получил миномет прямо из рук работницы цеха. Ствол миномета настроен почти вертикально, поскольку фашисты близко, за стеной полуразрушенного дома .
Молодая мама, которая держит своего ребенка на руках , он заснул; Но только недавно он просил кушать. Очень трудно решать, как и чем накормить ребенка. И самой надо сохранять силы, чтобы пойти на работу и делать оружие для фронта. И каждый день она с надеждой смотрит на объявление у магазина , где была написано: “НОРМА ВЫДАЧИ ХЛЕБА  на Декабрь 1941(Л15)

На рабочего и ИТР

служащие -

иждивенцы,дети

250 Гр

125Гр.

125 Гр

Вдруг поднимут норму. Она сидит перед маленькой “ буржуйкой “, которая топится вовнутрь ( дым вытягивается в форточку).
Девочка подросток- днем в полторы- две смены обрабатывает рашпилем деревянные приклады для автоматов и винтовок. А ночью по тревоге гасит “зажигалки”, веером падающие из фашистских бомбардировщиков. Родители у нее ушли на фронт и от них пока ни весточки , а бабушка умерла . И живет она в общаге при заводе - так сподручнее. Квартира заколочена, но каждый день после смены бегает туда, проверяет почтовый ящик, но пока ничего нет.
Композитор - музыкант. Он греет озябшие руки над “ буржуйкой”, а рядом лежит скрипка ; надо хорошо отработать технику. Завтра он представляет свое произведение на передовой. И очень хочется, чтобы его чувства дошли до солдат. Чувства благодарности , чувства ненависти к врагу . Он ходил записываться в ополчение, но его долго убеждали, что своей музыкой он значительно больше принесет пользы для обороны родного города. Композиторы Ленинграда в условиях блокады написали свыше 300 музыкально - вокальных и симфонических произведений. Триумфом несгибаемой силы народа прозвучала в осажденном Ленинграде “Седьмая симфония” Д.Шостаковича.
Ополченец. Он по русскому обычаю перед выходом на передовую “присел на дорожку”. Положив руку на томик с любимой книгой , он задумался . В армию его уже на берут, а вот в ополчение взяли. Ему выдали “ сидор” , одежонку , буденовку и карабин. Научили с карабином обращаться . Он никогда не воевал. И в гражданской не участвовал. Но он понял, что надо защищать свой родной город , свою страну , свой народ .
Женщина с лопатой. Она присела и задумалась ( отдохнуть пару минут).Вспоминается довоенная жизнь. И кажется , что то счастливое время так было далеко. Вспоминается муж , погибший на фронте. Она работает с детьми в детдоме, отдавая им все тепло своей души. Дочка ее умерла и вот этой лопатой она копала ей могилку . Сейчас она поднимется и пойдет копать вместе с подругами противотанковый ров и вкапывать “ ежи” . Потом отдохнет , перекусит и побежит к детишкам в детский дом отдавать им тепло своих рук и души. Смотрите меню и Пишите.

900 дней и ночей длилась эта героическая оборона города на Неве. “ ...во время блокады Ленинграда погибли от голода 642 тысячи человек и от налетов фашистской авиации и артобстрелов 21 тысяча человек” .(Л10)

Рассмотрим описание верхней половины доски.

На центральном барельефе изображен вид на Сенатскую площадь,1806 г . В основу изображения положена старинная гравюра , автор которой Б. Петерсен. Посреди площади возвышается на постаменте из Гром камня “...кумир на бронзовом коне” Близ Конной Лахты лежал Гром камень весом где -то 2000 тонн . По преданию на него часто забирался Петр I для осмотра окрестностей при выборе места для строительства С. Петербурга . Эту каменную глыбу с 1768 года более 1000 человек передвигали, перевозили в С. Петербург свыше 2-х лет. “... о доставке Гром - камня заговорили в Европе как о новом чуде света , сравнимым с постройкой Египетских пирамид” (Л2 ) А 7 августа 1782 г., в столетний юбилей воцарения Петра первого, бронзовый конь внес “ кумира “ на этот же камень и замер с седоком на века . Автор памятника Фальконе. В разное время создать памятник Петру первому пытались многие скульпторы , например, Б. Растрелли, А. Мартелли, Ломоносов, Якоб Штелин , архитектор Шумахер ....12 лет отдал гениальный Фальконе этому памятнику . “ ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая “- читаем на Гром - камне .

С двух сторон от центрального барельефа расположены крючки, соединяющие две половины доски. Сами крючки выполнены в виде медальона “Основание Петербурга ” ( 20 г. XVIII в.) и медали “За оборону Ленинграда”. (Л 4), ( Л.9).
Под крючками, как бы на развернутом чертеже “начерчена” схема Петропавловской крепости на Зайчем острове .
Сверху и снизу этого “чертежа” размещены изображения царской и императорской корон. Смотрите меню и Пишите.

Первым серьезным опорным пунктом на пути входа в Неву для вражеских кораблей была Петропавловская крепость со своими грозными бастионами . На левой половине доски размещен барельеф, на котором мы видим Неву, находясь как бы недалеко от Петровского бастиона . В поле зрения попадает бастион Нарышкина и Невские ворота. Бастион Нарышкина, позднее переименованный в бастион Екатерины, заложен 15 нюня 1725 г. А на противоположном берегу Невы видна Дворцовая набережная. В основу барельефа положена картина Ф. Алексеева “Дворцовая набережная от стен Петропавловской крепости “, 1799, масло. (Л.5). -Смотрите меню и Пишите.

Рядом с этим барельефом размещен следующий барельеф, на котором вид на Василеостровскую стрелку с ростральными колоннами. До Полтавской битвы “...перед шведским флотом Петр был пока еще бессилен по недостатку судов. Для защиты от них он поставил сильную батарею на Васильевском острове, где теперь биржа “ (Л.1). В 1720-х годах на Васильевский остров перевели с Петербургской стороны морской торговый порт. Законченное в 1816 году, здание Биржи по проекту Ж. Ф. Тома де Томона построено в виде античного храма на высоком гранитном подиуме. За основу взят храм бога морей в Пестуме , Перед ее главным фасадом построена полукруглая площадь, искусственно выдвинутая на 123 метра в русло реки. на ней два маяка, украшенные рострами. Все земляные и каменные работы выполняла артель русского мастера самородка Самсона Суханова.

На правой половине доски находится барельеф с видом вид на канал Грибоедова - на переднем плане пешеходный Банковский мост. 25 июля (6 августа) 1826 года был открыт Банковский мост через Екатерининский канал, напротив Государственного Ассигнационного банка. В Государственном Ассигнационном банке всегда ценности и поэтому мост украшают грифоны - крылатые львы , которые согласно восточной мифологии, верные стражи кладов и золота. Грифоны, выполненные по модели скульптора П.Соколова, скрывают специальные конструкции, в которых закреплены цепи висячего моста. Вдали виднеется Казанский мост.-Смотрите меню и Пишите.

Находящийся рядом барельеф представляет вид на Летний сад- Южные ворота со стороны Мойки .Заложен он был в 1704 г. и создавался архитекторами И. Матвеевым, М. Земцовым, Н. Микетти, видными мастерами садово - паркового искусства. Петр I лично составил первоначальный план. Занимал он более 11Га и носил в то время название “царский огород “ В 1838 году у южных ворот сада, напротив Инженерного замка, была установлена огромная порфирная, так называемая "Эльфдальская ваза" - подарок шведского короля Николаю I. На настоящее время более 80 мраморных статуй и бюстов украшают аллеи Летнего сада (И 5)

Перейдем к описанию нижней стороны доски.

Отдаленность от моря по Свири и Сяси, заставили Петра позаботиться об устройстве кораблестроения в Петербурге.. Уже 5 -го ноября 1704 года приступили к постройке обширного адмиралтейства, заложенного на том месте , где теперь возвышается красивая башня и шпиль с корабликом Главного Адмиралтейства. К зиме 1705 г. адмиралтейство было уже обнесено валом со рвом и палисадом с бастионами, обращенными к Неве и вооруженными корабельными пушками. Внутри адмиралтейства были воздвигнуты 53 амбара для хранения разных корабельных припасов. “( Л 1) “ Величайшим морским торжеством для Петра был всегда спуск в воду нового корабля. Эта церемония должна была происходить в его присутствии и под его руководством . ... должен был собственноручно сделать первый удар при отнятии подмостков. “ (Л.1)
На центральном барельефе- вид на судостроительные верфь Адмиралтейства и строящийся корабль. Если первоначально на верфи работало 500 человек , то в 1710 уже более 4700, а в 1725 более 15000 человек. К окончанию северной войны на верфи было построено более 50 % всех линейных кораблей Балтийского флота. -Смотрите меню и Пишите.

Барельеф на левой части доски представляет вид на Дворцовую площадь со стороны Арки главного штаба. В 1829 году работы по сооружению здания Главного штаба были полностью закончены. По плану зодчего - К.И.Росси были воздвигнуты два грандиозных здания, протяженность их фасадов около 580 метров. Здания расположены в виде дуги, раскрытой в сторону Зимнего дворца, и соединены величественной триумфальной аркой. Скульпторы С.С.Пименов и В.И.Демут-Малиновский украсили арку композицией из воинских доспехов, фигурами Славы и колесницей Победы, символизирующей победу русского народа в Отечественной войне 1812 года. А в сентябре 1829 года был утвержден представленный архитектором О.Монфераном проект величественной триумфальной колонны- памятника в ознаменование победы России в Отечественной войне 1812 года. (И 6)
Под этой аркой в 1917 году , проходили революционные отряды, чтобы арестовать Временное правительство, заседавшего в Зимнем Дворце.

Следующий барельеф показывает маленькую девчушку - блокадницу, с трудом притянувшую санки с ведром к Неве , чтобы набрать там воды домой. Ведро поднять ей не по силам , поэтому ей надо много раз спуститься с чайником к проруби пока не наполнится ведро. На заднем плане видны скульптуры сфинксов. Их заколотили досками , чтобы с воздуха они смотрелись как непонятные сооружения и, чтобы осколки от падающих бомб и снарядов нанесли им как можно меньше вреда., За основу взяты :литография А. Пахомова “За водой “, 1942 г.. и литография И. Астапова “Сфинксы в укрытии “, 1943 г.( Л5 ) - Смотрите меню и Пишите.

На правой стороне доски изображены два собора - Исаакиевский и Казанский.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (1818-1858). В его создании участвовали выдающиеся русские живописцы и скульпторы: К.П.Брюллов, Ф.А.Бруни, П.В.Басин, И.П.Витали, П.К.Клодт и другие. В процессе строительства был решен ряд сложных технических и инженерных задач. Замысел О.Монферрана (1786-1858) отразил новые черты в русской архитектуре середины XIX века. Пышность общей композиции храма и отдельных его деталей свидетельствует об отказе от принципов классицизма. Исаакиевский собор стал одним из самых известных культурных памятников Петербурга. На барельефе показан вид на Исаакиевский собор со стороны манежа; в небе висят дирижабли, его защищающие. За основу взята литография А. Юдована “ Аэростаты над Исаакиевским собором “, 1946 г..( Л. 5 ). Рядом скульптуру - конь и наездник убирают при помощи крана. Потом скульптуру спрячут , как и как и большинство прочих скульптур в городе. Смотрите меню и Пишите.

Казанский собор вид со стороны канала Грибоедова ( Екатерининский канал до 1926г.) Казанский собор построен 1801 - 1811гг. Андрей Никифорович Воронихин. Родился он на Урале - крепостным графа А. С. Строганова . Каменное дело поручено артели Самсону Суханову.В 1739 году в Петербурге появился еще один деревянный мост, каких в городе было в то время множество. Мост за время своего «путешествия» из прошлого в настоящее, пережил неоднократные ремонты, реконструкции и перестройки. И теперь прекрасно гармонирует с набережными канала Грибоедова и великолепно вписывается в архитектуру Казанского собора. Мост сооружался одновременно со строительством каменных набережных канала под руководством военных инженеров В. Назимова и И.М.Голенищева-Кутузова. В 1880 году на проезжей части моста были проложены рельсы конно- железной дороги, а тротуары выложены гранитными плитами. За основу взята картина Ф. Алексеева “ Казанский собор от берега Екатерининского канала” 1810г, масло. (Л.5)

Основная литература (Л....).

1. С .Князьков “ Из прошлого русской земли” , репринтное воспроизведение издания 1909 г., М., ” Планета”,1991г.
2 . Воронов Н.В.” Люди , события, памятники “, М. “Просвящение “, 1984 г.
3. А.К.Толстой ”Петр Первый “ ( пьеса в десяти картинах), собрание сочинений в 10 томах, госуд. изд. “Художественной литературы “ М. , 1960 г.,
4. Н. И. Павленко “Петр Первый и его время “, 2 е изд. , доп., изд. “ Просвящение”,М., 1989 г.
5. Петербург , Петроград, Ленинград в произведениях художников , авторы альбома Г. Гримм, Л. Кашкарова. Гос. издательство “Изобразительного искусства”,М., 1958 г.
6. Н.И.Павленко “ Птенцы гнезда Петрова”,Изд. 2- е, с изменениями, изд. “ Мысль”, М.1988 г.
7. Ленинград (спутник туриста), составитель В. А. Витязева, издание 5 ,”Лениздат”, 1982 г.
8. Великая Отечественная . Фотоальбом , авторы текстов Чуйков В.И.Б Рябов В.С. изд. ”Планета”, М.,1982г.
9. Государственные награды Союза ССР, Киев, изд.” Висша школа” ,1987 г.
10. Г. К . Жуков ,” Воспоминания и размышления”, пятое издание т. 2, изд.”Агенства печати Новости”, М., 1983 г.
11. Г. А. Куманев “ 1941- 1945 ” Краткая история, документы, фотографии. Издание второе . Изд. “Политической литературы”, М., 1983 г.
12. А .А. Крон “Капитан ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ “, Изд..” Политической литературы”, Украины, Киев, 1989 г.
13. “Монументальная скульптура Ленинграда.” 15 фотографий, автор Н Ефремова , изокомбинат ”Художник РСФСР”, Л., 1983 г.
14. Н.Томский “ ОБРАЗЫ ИСТОРИИ “, К пятидесятилетию со дня смерти М.М. Антокольского , ж. “Огонек”, июнь, 1952 г., стр.16.
15. Н. Ходза “ДОРОГА ЖИЗНИ” , рассказы. Изд. “Детская литература “, Л., 1984 г.

Интернет страницы ( И...).

1. http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/B/Bantysh-Kamensky/feld/g-04.html
2. http://www.admhmao.ru/politics/Fond_Men/menschik.htm
3. http://spb300.osis.ru/alternativa/builder/suchanov.htm
4. http://www.pushkin-town.net/gazeta/3704.html
5. http://webcenter.ru/~shatlweb/pod_letniysad.htm
6. http://city.vlogic.ru/PamiatnikiArhitekturi/TriumfalnieArki/glavniystab.html
7. http://baskerville.narod.ru/history/ekater1.html

Памятник является центральным в цикле работ посвященных
истории России : см. Смотрите меню и Пишите.

Украина, г. Львов, апрель, 2003 г

Камерная демонстрация «Мини - памятника»


-2016, 02/11 . Беларусь, Рогачев, СШ №4. «Урок художественно патриотического воспитания» ;
-2016, 09/05. «День Победы», Беларусь, Рогачев, парк;
- 2016 , 02/04. «День Единство России и Беларуси», Беларусь Рогачев. Дом культуры ;
-2013, 07-18/04 Art Week in Berlin. Дни Славянского искусства в Берлине.
-2012, 27/11-02/12. II-ая Международная выставка-конкурс современного искусства в Москве "RUSSIAN ART WEEK" г. Номинация: Круглая скульптура. Первое место.
-2012, 20.5-11.05. St.Petersburg Art Week C-Петербургская Неделя Искусств, третье место.
-2009, 20-23/08. II Гриновсский фестиваль «Алые паруса» , Приморский вокзал ,Одесса.
-2007, 03/03. Литературно-историческая конференция «Львов и Петербург на переломе эпох», посвященная 300 - летию пребывания Петра Первого в Западной Украине.
-2006, 20/07. Генеральному консулу РФ во Львове, г-н Е.Ф. Гузееву, его супруге. « Завораживающее впечатление…» так начинается отзыв от увиденного мини -памятника.
-2005, 19/04. Чрезвычайному и Полномочному представителю Президента РФ на Украине, Послу России в Украине г-ну Черномырдину В.С., представителям Консульства Российской Федерации во Львове, членам делегации РФ.Торжественные мероприятия по празднованию 60- летия Победы над фашисткой Германией . РКЦ, Львов.
-2003, 23/11. 15 лет обществу им. А. С. Пушкина , Дворец культуры ученической молодежи, Львов.
-2003, 27/07 . На юбилейных концертах «Общества С.- Петербуржцев во Львове». Русский культурный центр, г. Львов
-2003, 18-20 мая. «Пушкинский Петербург». Школа №45,(13 международный конкурс). Делегация РФ. РКЦ, Львов
-2003, 29-31 мая. «Второй фестиваль национальных культур во Львове». Дворец культуры им. Г. Хоткевича, Львов.
-2003, 05/04. Архиепископу Львовскому и Галицкому, Августину (МП). Несмотря на занятость, Архиепископ вник в идею мини - памятника и одобрил новаторские поиски автора в выбранном направлении. Владыка, Августин, был первым зрителем этой работы.
Пресса:

-Журнал "Деко", Татьяна Иванова "В шахматном порядке", , № 5 (38), декабрь 2009, стр.25-30, Москва.
-Журнал «ХОБІ», Липень,2007, Київ, стор. 74 -78. Валентина Величко «Міні пам’ятники на шаховій дошці» , Киев.
- 2007 -03-0202.Г-та «Сегодня» №50 (2589), Пятница, Киевский выпуск, стр. 18. Александра Харченко «Шахматная королева»
-2004,3-9 июня. Г-та «Севастопольская газета» № 23 (591), . «Герои Севастопольской обороны воплотятся в шахматных фигурах», обращение редакции.
- 2003, 23 квітня. Г-та «Хрещатик», стор. 10, г Киев, Светланы ПРИДАТЧЕНКО , «Дерев’яний Петро Перший»;
- 2003. апрель. Г-та « Русский вестник», г.Львов, Светланы ПРИДАТЧЕНКО , “НАША ИСТОРИЯ В ШАХМАТАХ“;
Телевидение :
- 2007, 02/02 в 0-30; в 6-30. «К-1», ; В передаче «Один день», ред. Леся Вакулюк;
- 2006, (20,21)/05.Всеукраїнський телевізійний «Новий канал», ред. Светлана Хрущак ;
- 2003, 17/12.Канал « Тонис», ред. Евгения Поликарпова.

Пишите

АРТ- интернет связи
                    Интернет связи

Basic page


«…МОИ МЫСЛИ …МОИ СКАКУНЫ…»
К гибели журналиста Украины в Ираке-I- Внимание волчья яма- или не наступите в очередной раз на грабли-I-
Генетический двойник Г. Гонгадзе - где он -I-Прослушка Президента , варианты -I-
К гибели подводного крейсера "Курск"-I- МУЗЫКА И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЕТЕЙ !-I-

Rambler's Top100