Сергей Уралов: Историко-патриотическое воспитание в художественных шахматах
   Сергей Уралов

Историко-патриотическое воспитание в художественных шахматах


" Этими шахматами мы попытались создать памятник многонациональному народу Советского Союза, отдавшего для освобождения человечества от фашистской Германии более 20 млн. жизней "- торжественно, проникновенно и трепетно звучит из динамика голос. Так начинается повествование о юбилейной шахматной композиции "Трагедия ХХ столетия - Вторая мировая война: часть II, Великая Отечественная".




Из динамика зазвучали немецкие военные марши и на их фоне кратко повествуется о первом сюжете шахматной доски, на котором изображено начало Великой Отечественной войны. Строки из стихотворения Виктора Полторацкого " У каждого из нас была своя семья ..." гармонично вплетаются в описание сюжета "Фашистский танк ломает пограничный столб Советского Союза ".

На фоне песни " Священная война" продолжается рассказ об изображенном далее героическом плакате " Родина- Мать зовет! " и дополняют рассказ строки из фронтового стихотворения. Каждый сюжет на доске кратко поясняется и сопровождается строками из стихов поэтов, написанных во время войны.

А я в это время показываю указкой на соответствующие рассказу сюжеты на доске. Перед взорами зрителей проходят сцены войны от ее первых дней до ее победоносного завершения: солдат Красной Армии (КА), закрывающий своей грудью фашистский дот; эшелон с советскими остарбайтерами; дети, впрягшиеся в плуг и их мать, подталкивающая и управляющая этим плугом; танковое сражение на Курской дуге; солдат, умирающий от ран на крыльце родного дома и т.д. Завершает повествование на доске - сцена Парада Победы на Красной площади.

На фоне песни " День Победы ", звучащей из динамика, торжественно перечисляются имена всех поэтов- фронтовиков, строки стихов которых звучали в описании шахматной доски.

Пауза. У притихших зрителей я спрашиваю: "Продолжать ли?". И всегда мне отвечали: " Да!"

На фоне песни "...Пусть ярость благородная..." продолжается рассказ.

"...Черный король - вот стоит он перед вами, сытый, довольный, хозяин жизни - солдат фашистского Вермахта,... Ломая сапогом детские игрушки, он как бы говорит: у вас нет иного будущего, кроме права быть рабами..". Я же во время рассказа молча беру в руку темного короля и медленно показываю притихшим зрителям. Так же синхронно с текстом представляется белый король - "..советский солдат. Он не хотел этой войны и только необходимость защищать свою Родину, свой родной дом заставила его взяться за оружие... он не превратился в жестокого зверя - попирая ногами разломанную свастику он держит на руках спасенную им немецкую девчушку ".

Так демонстрируются шахматные фигуры, каждая из которых является своеобразным микро - памятником. Например: белый ферзь - советская женщина, на плечи которой легли все тяготы тыла, ну а черный ферзь- "Фрау", благословляющая своего сына вступать в "гитлерюгенд". Ученые и военачальники - это слоны; немецкие танки Т- 4, давящие дома и хаты - это черные кони, ну а белые кони - танки Т-34, давящие вражескую технику. Весь тыл каждой из противодействующих сторон отражен в ладьях. Черные пешки - это солдаты фашистского Вермахта, ну а белые пешки- пехотинцы КА, танкисты, матросы и партизаны, разведчик. Во время показа, например, фигурки радистки из динамика взволнованно звучит :

"..Она, как в спецшколе ее учили,
Пулю -
    В рацию,
       Пулю -
          В себя.. "



Более 25 минут заворожено слушают и смотрят зрители этот памятник малой скульптурной формы в художественных шахматах, посвященный памяти наших отцов, дедов, прадедов. После этого идут ответы на вопросы зрителей. Желающие из них могут записать в "Тетрадь эмоциональных отзывов" то, что они почувствовали во время демонстрации работы.

Это камерная демонстрация и зрители располагаются свободно вокруг стола, на котором на поворачивающемся стендике установлен "мини- памятник".

Таким способом с этой работой проводились уроки "Художественно - патриотического воспитания" в различных школах и гимназиях Украины: 2001, 09 -14 апреля, Одесса; 2005, 06 мая, Львов; 2005,05-06 октября, г. Киев. А педагоги Мариинской гимназии г-да Одессы во время демонстрации снимали видеофильм. Многие из них решили, что это является прекрасным уроком по теме "Великая Отечественная война".

Если невозможно включить аудио - сопровождение, то ведется свободный рассказ. Так было, например : 24. 10. 2001, 23.02.2003, 21.02.2004, 19.04.205, 06.05.2005 - демонстрация членам делегации РФ и ветеранам Великой Отечественной войны, г. Львов; 01-05 июня 2002 - "Международный день защиты детей", Украинский дом, Киев.

У пытливого читателя возникнет вопрос,- А почему "памятники" именно в шахматах?... Создавая художественные шахматы мы интуитивно пришли к тому, что в шахматах можно отражать темы: исторических событий, юбилеев, героев, костюмы и т.д. При этом можно философски отразить как противостояние, так и единство. Да, да - единство, ведь шахматные турниры проходят только в мирное время или перемирие.

32 фигуры - это достаточно много для отражения темы и в то же время число фигур ограничено, что требует от художника лаконичности, однозначности и четкости в выполнении задуманного, накладывая требования не размывать тему. Да - это памятник, более того - в нем практически каждая фигура является мини - памятником. И при всем этом сохраняется концепция шахматной игры. И доска не выбивается из задуманной идеи, а дополняет и усиливает тему и общий сюжет.

Первая же тема философского единства в шахматах возникла во время мучительных и творческих поисков к 200 - летию со дня рождения А.С. Пушкина.

Белый король - молодой Поэт. А рядом стоит белый ферзь, олицетворяющий его молодых поклонниц. Кони - молодые, резвые Пегасы.

Темным королем представлен так же А.С. Пушкин, но в свои последние трагические годы. Его супруга, Наталия Николаевна, отображена в темном ферзе. И темные кони - это уставшие пегасы. Остальные фигуры и пешки созданы по мотивам произведений великого поэта.

Во время демонстрации каждой фигуры и сюжета на доске звучат строки из произведений А.С. Пушкина.

В юбилейном (1999) году композиция демонстрировалась 26-30 мая - на Пятой Всемирной Пушкинской конференции в Одессе, а также на улицах и площадях гг. Киева, Одессы и Львова.

В последующие годы работой любовались на "Пушкинских конкурсах" в Русском культурном центре и школе №45 как хозяева (львовяне), так и гости из различных городов России и Украины.

В работе "Рождение Санктъ Питербурха и спасение Ленинграда" сделана попытка соединить в один сюжет разнесенные во времени два значительных события в истории "Северной Пальмиры". Первое - закладку и стремительное превращение С.Петербурга в один из красивейших городов Европы. Второе - спасение города на Неве от тотального уничтожения фашистской Германией во время Великой Отечественной войны. В юбилейный 2003 год работа была представлена: 18-20 мая - на 13-ом Международном конкурсе "Пушкинский Петербург", ср. школа № 45 и Русский культурный центр, г. Львов; 29 -31 мая - на "Втором фестивале национальных культур во Львове".

В мини- памятнике в шахматах "К 150 - летию обороны Севастополя в Крымской войне" было отражено противостояние защитников Севастополя объединенным силам Англии, Франции, Турции и Сардинского королевства. А юбилейная презентация его проводилась личному составу флота, горожанам и гостям г. Севастополя в Музее Черноморского флота РФ 23-25 октября 2004 г. Содействовало в этом показе командование Черноморского Флота РФ, возглавляемое адмиралом В.В.Масориным. При демонстрации группам студентов, школьников и моряков использовалось аудио - сопровождение.

Очень хорошо прошли уроки художественно - патриотического воспитания с использованием этой работы 13 мая 2005 г. в гимназии №153 г. Киева.

Мини- памятник "Львовская баллада" часть І: "Княжий Львов", созданный к 750 - летию г. Львова мы представили в русскоязычных школах №№ 06, 17 и 45. А один из таких уроков, проводимый в школе № 45, был заснят корреспондентами ТВ и показан 12 -13 сентября 2006 г. в программе "Ера" по Первому национальному каналу Украины.

В работе отражен период истории Рюриковичей в Галицко-волынских землях (1205 -1356 гг.), связанный с историей г. Львова. Он (период) начинается гибелью князя Романа Мстиславовича, а заканчивается - грамотой Казимира III. Этой грамотой Казимир III дает г. Львову Магдебургское право "… усуваючи там усі руські права і всі руські звичаї…".

Следует отметить, что нами созданы мини- памятники к юбилеям не только в художественных шахматах. Например, к 2000 РХ создана объемная композиция "Сцены из жизни Иисуса Христа: Рождение Богомладенца Иисуса Христа; Нагорная проповедь; Крестный путь ; Вознесение Иисуса Христа " .

По рекомендации и содействии Архиепископа Львовского и Галицкого Августина эта композиция была успешно продемонстрирована (1999, 2000 гг.) в десяти школах г. Львова и пяти школах г. Киева.

Во время камерной демонстрации композиция медленно поворачивается перед притихшими зрителями. К каждой "сцене жизни Иисуса Христа" на фоне церковной музыки из динамика звучат строки из библии, предварительно записанные священнослужителями.

Почти 30 минут школьники разных возрастов (2- 10 Кл.) с большим вниманием слушали и смотрели эту работу.

Созданные мини - памятники можно сравнить с хорошо написанным рефератом на книгу, после которого ее хочется прочесть (т.е. после просмотра композиций многим людям хочется подробнее изучить данную тему - сходить в музей, почитать книги и т.д.).

Ведущий художник этих работ - Уралова Елена Вячеславовна.

В то же время, если "памятник" выставить в музее, то он затеряется среди больших экспонатов. Поэтому - то и был разработан и предложен специальный метод камерной демонстрации. Сочетание сюжета, притягательности дерева, высокохудожественной резьбы, проникновенного рассказа и музыкального сопровождения позволяют глубоко довести до слушателей отражаемую в работе тему и она надолго остается в их памяти.

Значительную роль будут играть созданные "мини - памятники" и способ камерной демонстрации в регионах, которые удалены от центров культурной жизни, например, сибирские поселки.

Демонстрация работ может сопровождать какую - либо делегацию или выставку. Например: на Международной выставке "Компьютер +бизнес, реклама + бизнес", 25 -28 ноября 2003 г. представлялась работа "Великий комбинатор" - по мотивам романов "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок"; на "6 -ой Международной ярмарке инвестиций и недвижимости - Украина - ЕС" 04- 06 октября 2006 был презентован мини памятник - "Львовская баллада": часть I, "Княжий Львов".

И в заключении. Было бы весьма интересно и оригинально продемонстрировать по школам, гимназиям, детским домам и т.д. г. С.Петербурга, например, мини - памятники в шахматах "Пушкинский бал" и "Трагедия ХХ столетия - Вторая мировая война: часть II, Великая Отечественная".

Отработанная методика демонстраций мини - памятников отражена в следующих статьях:
  • "Брат Пушкин, ваш ход!" , Галина Вдовиченко. Г-та ".Высокий замок", 23/04/1999, стр.8, г. Львов;
  • "Приобщение к святыням", Сергей Уралов. Г-та "Русский вестник", декабрь 2000,стр. 7,г. Львов;
  • "Шахматы повествуют о подвигах советских воинов", Сергей Уралов. Г-та "Русский вестник", август,2001, стр.8,г. Львов;
  • "Шахматных фигур мастера", Наталия Мазаник. Дайджест "Москва и соотечественники" № 4, 2003, стр.91,Москва ;
  • "Дерев'яний Петро Перший" , Светланы Придатченко. Г-та "Хрещатик", 23/04/2003,стор. 10, г. Киев;
  • " Их воодушевляла победа", Евгения Щербакова . Г-та "Флаг Родины", 04/11/ 2004, стр.7, Севастополь;
  • "Музей у мініатюрі", Анжела Афонина. Г-та "Хрещатик", 29/07/ 2005,стр. 16, г Киев.
  • Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия./Сб. научных статей по проблемам педагогики ненасилия. Материалы XXVIII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург 19 апреля 2007 г.)/Под ред. Козловой А.Г., Маралова В.Г., Гавриловой М.С. - СПб.: "67 гимназия. Verba Magistri", 2007. - 558 c.
  • Александра Харченко «Шахматная королева»-Г-та «Сегодня» №50 (2589)-Пятница, 02.03.2007, Киевский выпуск, стр. 18.



ПАМЯТНИКИ МАЛОЙ СКУЛЬПТУРНОЙ ФОРМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШАХМАТАХ